Последние новости
вт., 15.10.2024
пт., 13.09.2024
Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области —
Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области —
Центра качества предоставления услуг —
|
Педагогическая находка"Детская кинезиология или сказка для ума" Важность дошкольного детства для развития и становления личности человека неоспорима! В исследованиях достаточно много говорится и пишется о значении развития речевого аппарата, формировании активного и пассивного словаря ребенка, а вот о необходимости развития движений и их взаимосвязи с развитием речи у детей – об этом в современной литературе достаточной информации много, но вся она представлена в виде отдельных упражнений. Говорится в основном о развитии мышц мелкой моторики руки. Вы наверняка согласитесь, что в последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует и это заставляет нас и родителей задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками. Мы начали с кинезиологии. Что такое кинезиология?Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение. Основная ее идея: Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Другими словами «Движение-речь-мышление». Многие кинезиологические комплексы нам хорошо знакомы: дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, коррекционные движения тела и пальцев, самомассаж. Многие мы используем на занятиях как физминутки, но очень часто они не имеют системности….
Желанное детское счастье возможно, только если нам самим будет радостно в нашем повседневном труде по воспитанию и развитию детей. Развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей через развитие межполушарных связей отражает реальную потребность общества и отвечает современной концепции образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.
Влияние кинезиологических упражнений на активизацию межполушарного взаимодействия. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы сним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
2. Дыхательные упражнения. Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражненияулучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. 3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения. 4.Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений 12 образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. 5.Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. 6. Массаж Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Кинезиологические упражнения: o повышают стрессоустойчивость, o синхронизируют работу полушарий, o улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, o способствуют улучшению памяти и внимания, o облегчают в дальнейшем процесс чтения и письма, o формируют пространственные представления, o снижают утомляемость, o повышают способность к произвольному контролю. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Цели кинезиологических упражнений, которые я использую в совместной образовательной деятельности, следующие: Развитие межполушарного взаимодействия; Развитие мелкой моторики; Развитие способностей; Развитие памяти, внимания; Развитие речи; Развитие мышления; По мнению учёных, кинезиологические упражнения необходимо проводить ежедневно. |