cloud
cloud
Версия сайта
для слабовидящих
Просим вас оценить работу АДОУ «Юргинский детский сад Юргинского муниципального района»





Последние новости
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Департамент образования и науки Администрации города Тюмени
Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тюменской области

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области+ 7 (3452) 55-67-07

Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области+7 (3452) 556-283, 556-282, 556-065

Центра качества предоставления услуг+7 (3452) 39-92-89

Вопрос-ответ

 

Вопрос: *

Моему сыну 5 лет. Не выговаривает букву «Р», картавит. Правда иной раз в некоторых словах отчетливо произносит «Р». Как нам его научить не картавить?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда необходима. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Если у ребенка звук «Р» произносится картаво, значит  имеется нарушение  речевого выдоха. Если речевой выдох у ребенка не правильный, то воздушная струя частично  уходит в нос, а ее остатки рассеиваются во рту. В результате  чего вибрирует не кончик языка, а маленький язычок над небом. Картавость очень тяжело поддается коррекции. Если вы  заметили, что ребенок начал картавить,  немедленно начинайте работу по исправлению речевого выдоха.

Упражнения на дыхание  для звука «Р»

  1. Сделать вдох через нос и на выдохе многократно произносить звук «Т» , следить, чтобы звук не уходил в нос.
  2. На выдохе многократно произносить звук «Д».
  3. Произносить слоги ты, ты,  ды,  ды,  ты – та,  ды – да,  ты – та – тэ, ды – да – дэ.

 

А так же, дополнительно,  в домашних условиях нужно выполнять артикуляционную гимнастику для звука «Р».

 

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

 

 

В каком возрасте пора показывать ребенка логопеду?

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков  типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы»,  затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить  индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

 

Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

 

Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».

 

Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу. 

 

Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

 

Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд,  многие звуки.

Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие  звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

Здесь могут быть 2 причины. В одном случае  это  может быть  дизартрия, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание («сюсюканье»).

 

Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

 

 Причина 10. Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

 

Причина 11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

Причина 12. Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.

Если вы заметили  эти причины раньше,  срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.

 

 Причина 13. Если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.

Не хочу пугать, но это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы.

 

 Причина 14. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет. 

 

Могут ли родители сами исправить  речь своего ребенка?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Если у ребёнка серьёзные речевые проблемы, то вряд ли можно с ними справиться в домашних условиях. Хотя иногда бывает достаточно привлечь внимание ребёнка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. К сожалению, в большинстве случаев необходимы специальные упражнения по развитию речевой мускулатуры, дыхания, постановки речевой позы, в отдельных случаях необходим массаж органов артикуляции. Обратившись к логопеду,  вы можете получить подробную информацию об уровне речевого развития и степени тяжести речевого дефекта вашего ребёнка. Если посещение логопедических занятий не требуется, логопед даст рекомендации к тому, как правильно развивать речь ребёнка и как предупредить возможные речевые ошибки.

 

Моей дочке 2,7. Все показывает. Но говорит мало. Потихоньку учим с ней слова, пока что даются ей легко односложные слова – муха, оса. А вот длинные, такие как Машина, она сказать не может. Слоги отдельно говорит, а целиком слово, заменяет на Пу. Скоро идем в садик. Что нам делать? Подождать до 3 лет? Или бежать по врачам?

Нормы речевого развития детей 2-3 лет.

В наше время нормы развития речи у ребёнка носят условный характер. Несомненно, умение правильно говорить – это один из важнейших компонентов в развитии ребёнка.

1. Произношение звуков.

Ребёнок в возрасте 2-3-х лет должен начать произносить все гласные звуки, мягкие звуки [с’], [л’], [й’], а также твёрдые и мягкие звуки: [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т]. Произношение большинства звуков пока далеко не идеально. В этом возрасте это вполне закономерно, поскольку подвижность мышц органов артикуляции развита недостаточно. Многие звуки, трудные для произнесения малыш меняет на более простые. Например, шипящие звуки кроха часто замещает смягчёнными свистящими: шуба - «сюба» , жарко - «зяйко», чашка - «цяська» и т.д. В некоторых случаях звук [ч’] малыш заменяет на [т’]: мяч - «мять». Иногда детишки этих лет шипящие звуки меняют на твёрдые свистящие: мишка - «миска»; могут смягчать твёрдые свистящие звуки: сумка - «сюмка», зубы - «зюбы».

Такие согласные звуки, как [р], [р’], [л] часто отсутствуют , искажаются или заменяются на звуки [л'], [й]. Например, рука - «ука», река - «ека», лампа - «ампа», салат - «сялят», стул - «стуй».

2. Лексический (словарный) запас.

Словарный запас у детей этого возраста обычно начинает активно пополнятся. У двухлетнего ребёнка в словаре накапливается около 300 слов, а в 3 года в словаре у малыша должно быть примерно 1000 слов.

Основными словами являются названия предметов, действий и местоимения, но всё чаще появляются слова-признаки, наречия, предлоги.

После двух лет ребёнок с интересом слушает и понимает простые сказки и детские рассказы. В таком возрасте малыш старается выполнять лёгкие словесные инструкции.

3. Фразовая речь.

В 2 года дети должны уже начать говорить фразами. Но фразы не обязательно должны быть правильными, они даже не очень понятны и, как правило, складываются из двух слов.

Например: «Мама, дём» - мама, идём. «Дай пи» - дай пить. Самое важное, что фраза или предложение появилось. Начиная использовать в своей речи предложения, малыши третьего года жизни допускают большое количество ошибок при согласовании слов. Например, «У меня много карандашов», «Это моя платье», «Тут три стулов».

Если к  2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения, а к  3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела, то эти  признаки должны  вас заставить забеспокоиться. Необходимо обратиться к неврологу и за консультацией к логопеду.


Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
Автономное дошкольное образовательное учреждение
«Юргинский детский сад Юргинского муниципального района»
627250, Тюменская область, Юргинский район с. Юргинское улица 25 партсьезда, дом № 1
Контактные телефоны: 8 (34543) 2-40-01, факс 2-38-68
Электронная почта: adou-urga@mail.ru
Политика конфиденциальности
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: