Последние новости
Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области —
+ 7 (3452) 55-67-07
Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области —
+7 (3452) 556-283, 556-282, 556-065
Центра качества предоставления услуг —
+7 (3452) 39-92-89
|
Педагогическая находка
Тема: «Звук С» («Автоматизация звука С в слогах и словах на «СА»)
(Лексическая тема:«Слон Саня»)
Цель: Автоматизация звука С в прямых слогах и словах
Задачи:
- Тренировать правильное произношение изолированного звука С, в открытом слоге СА и в словах, содержащих слог СА;
- Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
- Развивать фонематический слух – умение слышать заданный звук из ряда других звуков;
- Учиться различать звуки с переключением позы рук;
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза прямого слога (СА);
- Развивать память, мышление;
- Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Оборудование: картинка «Слоненок Саня»; набор карточек «яблочки» для проведения артикуляционной гимнастики на звук С; карточка кинезиологические упражнения «Слоник»; схема, карточки для характеристики звука С, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, дидактическая игра «Насос и колеса»; нейрокарточки,
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область
|
Вид деятельности
|
Содержание деятельности
|
Речевое развитие
|
Речевая деятельность
|
- 1. Организационный момент
К нам сегодня пришел гость. Ты узнаешь, кто это, если отгадаешь загадку.
Набирает воду носом
Будто шлангом и насосом
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит (слон)
Ты догадался, кто это? (СЛОН) Правильно. Это СЛОН САНЯ.(достать картинку слона).Он принес нам много интересных игр и заданий. Будем выполнять? (ДА)
|
Физическое развитие
Речевое развитие
|
Двигательная деятельность
Речевая деятельность
|
- 2. Пальчиковая гимнастика
Первое задание, которое хочет выполнить с тобою Саня.
|
Физическое развитие
|
Двигательная деятельность
|
- 3. Артикуляционная гимнастика
Саня принес нам яблочки. Они не простые, на них что-то нарисовано. Посмотри внимательно на картинки, они тебе знакомы? Да. Это артикуляционная гимнастика.
Давай Сане покажем, как ты умеешь выполнять ее.
(картинки яблочки, с обратной стороны наклеены картинки артикуляционной гимнастики).
|
Речевое развитие
|
Речевая деятельность
|
- Изолированное проговаривание звука.
Саня. Принес нам свою фотографию. Что же он делает на фотографии? Он поливает себя водичкой.
Он очень любит купаться и поливать себя водичкой из хобота. А когда он поливает себя, водичка вот так свистит: С-С-С-С
(картинка слоненка, поливает себя водой).
|
Речевое развитие
|
Речевая деятельность
|
- 5. Анализ артикуляции звука
Логопед: Расскажи Сане, как мы произносим звук С (поем песенку водички)
- Губы улыбаются
- Зубы сближены («заборчиком»)
- язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов;
- воздушная струя холодная
- горлышко не дрожит
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука С и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ВОДИЧКИ» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С).
(схема артикуляции звука С).
|
Речевое развитие
|
Речевая деятельность
|
- 6. Характеристика звука
Логопед: Какой звук С?
Звук С – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
|
|
|
- 7. Связь звука с буквой.
Звук С обозначается буквой С. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
|
Физическое развитие
|
Двигательная деятельность
|
- 8. Физкультминутка – игра с мячом
- Игра «Отгадай словечко» - слон Саня говорит начало слова и бросает мяч тебе, а ты должен добавить слог «са» и отгадать слово, которое загадалСаня, повторить слово целиком:
ли - … СА (ЛИСА)
о - … СА (ОСА)
ко - …СА (КОСА)
не-бе- … СА (НЕБЕСА)
ро-…СА (РОСА)
кра - …СА (КРАСА)
кол-ба-…СА (КОЛБАСА)
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Игровая деятельность
|
- 9. Развитие фонематического слуха
Слон Саня предлагает поиграть в игру «Поймай звук» - он будет называть разные звуки, а ты должен будешь хлопнуть в ладоши, если услышишь звук С:
А, С, У, Б, С, М, Н, С, К, С, Д, ТЬ, С, Л, Р, Н, С и др.
|
|
|
- 10. Автоматизация звука в слогах
У слоненка Сани есть знакомый попугай. Давай научим его говорить?
Игра «Научим попугая говорить» - повтори слоги за Саней, правильно расставляя ударение:
СА-са-са
са-СА-са
са-са-СА
|
Физическое развитие
Речевое развитие
|
Игровая деятельность
|
- 11. Пальчиковая гимнастика. Развитие фонематического слуха.
Слон Саня, принес с собою вот такие карточки. Давай ему покажем, как мы умеем по ним работать. Как мы работаем ручками и одновременно произносим слоги.
(нейрокарточки.).
|
Познавательное развитие
|
Умственная деятельность
|
- 12. Звуковой анализ/синтез
Звуковой анализ слога СА
Какой звук С? (СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ТВЕРДЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ СИНИМ ЦВЕТОМ)
Какой звук А? (ГЛАСНЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ)
Выложите слог фишками, положите сверху буквы.
|
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
|
Игровая деятельность, речевая деятельность
|
- 13. Автоматизация звука в словах
Саня сегодня к нам ехал на машине, и у него спустило колесо. Давай поможем Сане, накачаем колеса.
Игра «Насос и колеса» - три раза произнеси звук «С», накачай колесо, а потом с обратной стороны назови картинку, четко и правильно произноси звук «С»
(картинки: насос и колеса).
|
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
|
Речевая деятельность Изо-деятельность
|
- 14. Игры на развитие ВПФ
Игра «Запомни-повтори»
Слон Саня очень благодарит тебя за помощь и предлагает сыграть еще в одну игру – он назовет несколько слов, а ты должен будешь запомнить эти слова, и повторить в том же порядке.
САД – САЛО – САНЯ – САЙКА- САБЛЯ
ОСА – КОСА – КОЛБАСА – НЕБЕСА – ЛИСА
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Трудовая деятельность
|
- 15. Итог НОД
Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК С)
Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, СВИСТЯЩИЙ, ГЛУХОЙ, ТВЕРДЫЙ)
Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?
|
|
|
- 16. Домашнее задание
Слон Саня знает очень интересные чистоговорки, давай их выучим:
Са-са-са – вот идет лиса.
Са-са-са – тут летит оса.
Са-са-са – у Сани длинная коса.
Нарисовать рисунки-запоминалки для чистоговорок.
|
|