Версия для слабовидящих

Проект "Живое предание старины"

ПРОЕКТ "ЖИВОЕ ПРЕДАНИЕ СТАРИНЫ"

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

 Чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, был создан проект «Живое предание старины»

Актуальность данного проекта заключается в сохранении материальной культуры и традиций русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи.

Направление "Русская изба"

В целях реализации проекта был создан мини-музей «Русская изба», который играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Мини-музей знакомит воспитанников с историей русского быта, устройством деревенской избы.

Цель : Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.

Задачи:

- Формировать представления об устройстве русской избы;

- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

-Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Подготовительный этап:

- Подбор и изучение литературы по данной теме;

- Изготовление дидактических пособий;

Основной этап:

ООД: "Русская печь"

Беседы:

-о русской печи;

-о традициях русского чаепития;

-о деревянных ложках.

- Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов, рассматривание иллюстраций, фотографий.

- Заучивание пословиц, поговорок.

Дидактические, познавательные, пальчиковые игры:

- Д/И «Русская изба»

- Д/И «Подбери головной убор к сарафану»

- Д/И "Что - сейчас, а что - раньше"

- Д/И "Лоскутное одеяло"

Сюжетно – ролевая игра:

"В русской избе"

Лепка:

«Посуда»

-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.

-Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»

Взаимодействие с родителями:

- Экскурсия в районный музей

- Оформление мини-музея "Русская изба"

Заключительный этап:

- Открытое интегрированное занятие "Русская печь"

- Презентация результатов проектной деятельности

Ожидаемые результаты:

- дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,

о ее устройстве;

- познакомились со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатился словарный запас названиями предметов русского быта;

- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.


Направление «Чем питались наши предки» 

«Прежде ели просто, да жили лет со сто!»

      В течение многих столетий пища наших предков почти не менялась.  Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям.

Актуальность  заключается в сохранении материальной культуры и традиций   питания  русского народа, обращена в прошлое, в древность, в традиции и обычаи, в старинные кушанья, которые не устарели и сегодня.                                                                                             

Цель:   Изучить  чем питались наши предки.

Задачи:

1. Изучить традиции и разнообразие русского национального стола.

2. Сравнить основные продукты питания прошлого и особенности современной пищи. 

3. Сделать вывод о полезности употребляемой пищи в разное историческое время.

Чтение  художественной литературы

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

Н. Телешов «Крупеничка», «Уха»

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Ершов «Конёк – Горбунок»

«Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Семионов –семь работников», «Каша из топора», «Два брата». «Сивка - бурка», «Пахарь»;

Познание

Культура поведения за столом.

Правила питания.

Из чего состоит наша пища? ИКТ «Витамины»

Д.и. «Полезное и вредное», «Вершки и корешки»

Н.п.и «Аскорбинка и её друзья», «Пирамида здоровья», «Валеология или здоровый малыш. Кожа. Питание. Сон»

Презентация рекламы полезного продукта.

 «Полезные и вредные продукты»

 

Художественно - эстетическая деятельность

ИЗО: «Мой обед»

          «Эти полезные фрукты»

АППЛИКАЦИЯ: «Коллаж из этикеток продуктов правильного и неправильного питания»

«Создание альбома «ВИТАМИНЫ».

«Чудо –дерево»(садовники здоровья)

ЛЕПКА: Лепка «моё любимое блюдо»

 Проведение праздника «Масленица»

 

Развивающая  среда

Музей «Русская изба»

Мини музей «Старой утвари и современной бытовой техники»

Экскурсии

кафе, русская изба, пищеблок детского сада, магазин

Работа с родителями

Изготовление и пошив костюмов

Оформление мини-музея

Сбор информации по теме

Создание русской избы

Участие в празднике «Масленица»

Участие в итоговом мероприятии «Каша-пища наша»

Создание тематических уголков

 Направление "Народные гулянья"

Большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. «Народные гулянья», еще одно направление нашего проекта, которое помогло дошкольникам и педагогам узнать о традициях, обычаях и обрядах русского народа.

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками

Задачи :

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии,  мотивирует на творчество. 

Ожидаемые результаты:

- устойчивый интерес к культуре русского народа;

- знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –

прикладного искусства;

- создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Аннотация проекта

 Основная идея  – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства.  В его основе лежит ознакомление детей  народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).

Этапы реализации 

I. Организационно-подготовительный

- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

- Определение цели и задач проекта;

- Подбор литературы, пособий, атрибутов;

II. Основной

- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

- Совместная деятельность

- Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

- Обобщение результатов работы;

- Анализ деятельности.

Основной принцип  – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

План работы с детьми 

 ОСЕНЬ.

Сентябрь.

 Беседы об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, загадок, русских народных игр.        

Октябрь.        

«Посиделки на Покров» ‑

календарно-обрядовый праздник

Ноябрь.

Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы.

        

ЗИМА.

Декабрь.

 Беседа «Как Зима с Осенью борется».

Синичкин день. Разучивание песен про Зиму, загадок, зимних игр.

Январь.        

«Рождественские посиделки»

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки. Знакомство детей с рождественскими песнями, колядками.

Февраль.

 «Прощай, Масленица» ‑ беседа о празднике Масленицы, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание закличек, прибауток, игр, песен. Организация и проведение праздника на свежем воздухе. Изготовление куклы – Масленица        .

Весна.

Март.

«Вербное воскресенье». Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Заря-заряница»        

Апрель

Сказка «Пасхальный колобок». Разучивание пасхальных песен, раскрашивание пасхальных яиц, знакомство с обрядами, играми, поверьями        

Май.        

«Завивание берёзки».

Беседа о праздновании Троицы, об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр. хороводов

Направление "В мастерской у народных умельцев"

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

В нашем селе нет возможности увидеть непосредственный процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Так родилось еще одно направление нашего проекта «В мастерской у народных умельцев»

Цель нашего проекта развитие у детей познавательного интереса к народному декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;

2.Познакомить детей с рописью и другими видами декоративно-прикладного творчества

3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;

Участники проекта:  педагоги, дошкольники средних, старших и подготовительных групп, родители.

Продолжительность: долгосрочный (с сентября 2018г. по май  2019г.)

 

Перспективное планирование проекта

 

Месяц

Практический выход

Сентябрь

Беседа на тему: «Знакомство с русской матрёшкой»

Дидактическая игра «Собери матрёшку»

Художественное слово» Русская матрёшка», (рассматривание  иллюстраций).

Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Октябрь

Декоративное рисование. Тема: «Украшение фартука»

Беседа на тему: «История возникновения матрёшки»

Дидактическая игра «Наряди матрёшку»

 Художественное слово «Восемь кукол деревянных»

Консультация для родителей на тему: "Народное искусство и детское творчество"

Ноябрь

 

 

Рисование Тема: «Декоративное рисование. Роспись дымковская лошадка» (готовое изделие из глины)

Беседа на тему: «Основные цвета дымковской игрушки»

Дидактическая игра «Русская матрёшка»

Развлечение «В гости к краскам»

Художественное слово «Есть ещё для вас игрушка»

Декабрь

Знакомство с Филимоновской игрушкой

Рисование Тема: «Декоративное рисование петушок на подставке» (готовый макет для росписи из бумаги)

Беседа на тему: «Рассматривание украшения Филимоновской игрушки» (элементы росписи)

Дидактическая игра «От какой народной игрушки этот элемент росписи »

Художественное слово «Игрушки – свистульки»

Мастер класс с родителями: Роспись дымковской игрушки «Барышня с зонтиком»

Январь

Декоративное рисование. «Украшение макета птицы Филимоновской  росписью»

Беседа на тему: «Филимоновская игрушка»

Дидактическая игра «Собери из частей»

Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов «Дымковская, Филимоновская игрушка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Февраль

Декоративное рисование. Тема «Укрась свои игрушки»

 Беседа на тему: «Откуда родом Дымковская игрушка? Филимоновская игрушка»

Художественное слово «Весёлая белая глина», «Вот индюк нарядный»

Дидактическая игра «Составь узор»

Март

Лепка Тема: «Барашек» (филимоновская игрушка)

Беседа на тему: «Основные цвета дымковской игрушки, основные цвета филимоновской игрушки»

Дидактическая игра «Наряди барыню»

Консультация для родителей на тему: «Художественно-эстетическое воспитание ребёнка в семье».

Развлечение «Масленица»

Апрель

Знакомство с декоративной росписью « Городец»

Тема: «Элементы росписи доски» (макет из бумаги)

Беседа на тему: «Городецкая роспись по дереву»

Художественное слово «Весёлые яркие цветы»

Дидактическая игра «Узнай к какой росписи принадлежит этот элемент»

Май

Тема: «Роспись по дереву «Городец» (готовое изделие из дерева)

 Беседа на тему: «Какое настроение у филимоновской игрушки»

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Консультация для родителей на тему: «Декоративно- прикладное искусство — детям»

 

Ожидаемый результат:

 Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду (у дымковских кукол);

Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

 Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: матрёшка, дымковская игрушка.

Умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, узоры в стиле дымковской росписи;

Умеют выделять элементы дымковской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Продукт  деятельности:

• Мини-музеи в каждой группе  о народных промыслах, о декоративно – прикладном искусстве.

• Музыкальное  развлечение «Весёлая ярмарка».

• Выставка детского творчества

 

 

 
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
Автономное дошкольное образовательное учреждение
«Юргинский детский сад Юргинского муниципального района»
627250, Тюменская область, Юргинский район с. Юргинское улица 25 партсьезда, дом № 1
Контактные телефоны: 8 (34543) 2-40-01, факс 2-38-68
Электронная почта: adou-urga@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: